Учебный план начального общего образования по ФГОС и ФОП
при пятидневной учебной неделе
Пояснительная записка
В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 3 Федеральной
образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 18.05.2023 № 372
с учетом изменений, внесенных приказом от 09.10.2024 № 704.
Вариант № 3 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется
на русском или родном языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России в
режиме 5-ти дневной учебной недели.
Учебный план МБОУ СОШ с Лескен на 2025-2026 учебный год начального общего
образования ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных
программ начального общего образования фиксирует максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое
на освоение содержания образования по классам и предметам.
В 2025-2026 учебном году организация образовательной
в МБОУ СОШ с. Лескен регламентируется следующими документами:
деятельности
1.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании Российской Федерации»;
2.
Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования» ( в ред. приказов
Минпросвещения России от 19.03.2024 г. № 171, 09.10.2024 г. № 704);
3.Санитарные
правила
СП
2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28;
4. Санитарные правила и нормы СанПин 1.2.3685-21 "Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для факторов
среды обитания", утвержденные
постановлением
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2
5. Законом Республики Северная Осетия – Алания от 27 декабря 2013 г 361-РЗ «Об
образовании в РСО-Алания»;
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 21 сентября 2022 г. N 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока
использования исключенных учебников" (с изменениями и дополнениями).
Продолжительность учебного года: 1 класс – 33 учебные недели;
2-4 классы -34 учебные недели.
Продолжительность учебной недели:
учащиеся 1-4 классов - обучаются в режиме пятидневной недели;
Продолжительность урока:
1 классы (ступенчатый режим):
- сентябрь-октябрь - 3 урока (аудиторных) по 35 минут;
- ноябрь-декабрь - 4 урока (аудиторных) по 35 минут;
- январь-май
4 урока (аудиторных) по 45 минут.
В 1-ом классе предусмотрена в середине учебного дня организация динамической
паузы продолжительностью не менее 40 минут.
2-4 классы – 45 минут.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся в 1-х классе составляет 21 час, во 2
классе - 23 часов, в 3 классе – 23 часов, в 4 классе – 23 часов.
Домашние задания задаются обучающимся начальной школы с учётом возможности их
выполнения в следующих пределах: во 2 классе – до 1,5 часов, в 4 классах – до 2 часов. В 1
классе обучение осуществляется без домашних заданий и балльного оценивания знаний
обучающихся. Домашние задания не задаются обучающимся начальных классов на
выходные дни.
Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется
преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, системно-деятельного подхода и индивидуализации обучения.
Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Учебный план реализован:
для 1-4 классов через УМК «Школа России».
Используемый во 1-4 классах учебно-методический комплекс - система учебников
«Школа России» разработаны в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов
основополагающих принципах, имеет полное программно - методическое сопровождение и
гарантирует преемственность с дошкольным образованием. Ведущая целевая установка и
основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены
на обеспечение современного образования младшего школьника контексте требований
ФГОС НОО.
Образовательная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
предметами «Русский язык», «Литературное чтение».
Изучение
«Русского языка»
направлено на развитие речи, мышления,
воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями
общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою
речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка.
Младшие школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в
диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные текстыописания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма
(написание записки, адреса, письма).
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника
(слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым
миром отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и
эстетических чувств школьника, способности к творческой деятельности.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена предметами «Родной язык (осет.)» и «Литературное чтение на родном
языке (осет.)». Основные задачи курса: формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной речи, на
родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности.
На основании заявлений родителей обучающиеся в качестве родного языка изучают
осетинский язык.
Распределение часов на изучение области «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» следующее: в первом полугодии – 2 часа - Родной язык (осет.), 1 час Литературное чтение на родном языке (осет.), во втором полугодии – 2 часа - Литературное
чтение на родном языке (осет.), 1 час - Родной язык (осет.).
Образовательная область «Иностранный язык» представлена предметом
«Иностранный язык» (2 часа в неделю). Иностранный язык в начальной школе изучается со 2
класса. Он формирует элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании,
чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и
воображение младшего школьника; способствует мотивации к дальнейшему овладению
иностранным языком.
В образовательной области «Математика и информатика» изучается предмет
«Математика».
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о
математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического
мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и
навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач.
Образовательная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
представлена предметом «Окружающий мир» (в 1–4 классах по 2 часа в неделю). Этот
предмет обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром, их
естественнонаучное и экологическое образование, а также интеграцию курса ОБЖ в
предмет. В рабочих программах по окружающему миру в соответствии с письмом
Минобрнауки РФ «О внесении изменений в примерные основные образовательные
программы» от 14.12.2015 N 08-2355 предусмотрено изучение тем по профилактике
безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры.
Кроме того, учебный курс «История Осетии» изучается в качестве отдельного модуля в
рамках предмета «Окружающий мир» в 4 классе в количестве 17 часов.
Образовательная область «Искусство» реализуется через изучение предметов
«Изобразительное искусство» и «Музыка». Изучение предметов эстетического цикла –
изобразительного искусства и музыки направлено на развитие способности к эмоциональноценностному восприятию произведений изобразительно и музыкального искусства,
выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Образовательная область «Технология» реализуется через изучение предмета «Труд
(технология)».
Учебный предмет «Труд (технология)» способствует формированию опыта как
основы обучения и познания, осуществлению поисково-аналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов, формированию первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности.
Предмет «Физическая культура» направлен на укрепление здоровья, содействует
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению,
формированию первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры,
формированию установки на сохранение и укрепление здоровья, развитию навыков
здорового безопасного образа жизни. На основании концепции
В рамках изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в
4-ом классе по запросу родителей (законных представителей) будет изучаться модуль
«Основы мировых религиозных культур» по 1 часу в неделю.
Формы промежуточной аттестации обучающихся.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов
освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных
образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго
класса. Сроки проведения годовой промежуточной аттестации в МБОУ СОШ с.Лескен
устанавливаются календарным учебным графиком школы. На основании Положения МБОУ
СОШ с.Лескен «О формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся» годовая промежуточная аттестация обучающихся
2-4-х классов проводится по каждому учебному предмету с учетом его специфики.
Учебные предметы
Формы промежуточной аттестации
2 класс
3 класс
4 класс
Предметные результаты
Русский язык
Диктант
Диктант
ВПР
Литературное чтение
Проверка
осознанности и
техники чтения
Проверка
осознанности и
техники чтения
Проверка
осознанности и
техники чтения
Родной язык (осетинский)
Итоговое
тестирование
Диктант
Диктант с
грамматическим
заданием
Литературное чтение на
родном языке
Проверка
осознанности и
техники чтения
Проверка
осознанности и
техники чтения
Проверка
осознанности и
техники чтения
Иностранный язык
(английский)
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование
Математика
Контрольная работа
Контрольная работа
ВПР
Окружающий мир
Итоговое
тестирование
Итоговое
тестирование
ВПР
Основы религиозных
культур и светской этики
-
-
Защита проекта
Музыка
Практическая работа
(урок-концерт)
Практическая работа Практическая работа
(урок-концерт)
(урок-концерт)
Изобразительное
искусство
Практическая работа
(итоговый рисунок)
Практическая работа Практическая работа
(итоговый рисунок)
(итоговый рисунок)
Технология
Практическая работа
(поделка)
Практическая работа Практическая работа
(поделка)
(поделка)
Физическая культура
Сдача нормативов
Сдача нормативов
Сдача нормативов
Учебный план НОО МБОУ СОШ с.Лескен на 2025-2026 уч. год
(5-дневная учебная неделя с изучением родного языка)
Количество часов в неделю
Предметные области
Учебные предметы
1-й
класс
2-й
3-й
4-й
класс класс класс
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
3
3
3
3
12
Родной язык и
литературное чтение на
родном языке
Родной язык (осет.)
2
2
2
2
8
Литературное чтение на
родном языке (осет.)
1
1
1
1
4
Иностранный язык
Иностранный язык (англ.)
–
2
2
2
6
Математика и
информатика
Математика
4
4
4
4
16
Обществознание и
естествознание
(«Окружающий мир»)
Окружающий мир
2
2
2
2
8
–
–
–
1
1
Изобразительное искусство
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Музыка
0,5
0,5
0,5
0,5
2
Основы религиозных культур
Основы религиозных
культур и светской этики и светской этики
Искусство
Технология
Труд (технология)
1
1
1
1
4
Физическая культура
Физическая культура
2
2
2
2
8
21
23
23
24
91
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учебные предметы, курсы, модули по выбору:
0
0
0
0
0
Модуль по видам спорта
0
0
0
0
0
Всего в неделю
21
23
23
24
91
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной неделе) в соответствии с действующими
санитарными правилами и нормами
21
23
23
24
91
Учебные недели
33
34
34
34
135
645 (с учетом 15
часов в сентябреоктябре)
782
782
782
2966 (с учетом 15
часов в сентябреоктябре)
1
1
1
4
Всего учебных часов на учебный период
Курсы внеурочной деятельности
Проектная мастерская
1
Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю,
понимаю
1
1
1
1
4
«Орлята России»
1
1
1
1
4
Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности
3
3
3
3
12